«У Любы и Вовы все было вместе: жизнь, любовь и работа». Друзья погибших документалистов — об их творчестве и планах

 
23 мая 2020 в 15:50
Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: "Настоящее время", фото из аккаунтов в Facebook
Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: "Настоящее время", фото из аккаунтов в Facebook

14 мая в Пуховичском районе произошло ДТП. В аварии по дороге из Гомеля в Минск погибли 26-летний звукорежиссер Максим Гавриленко и 33-летний режиссер Владимир Михайловский. Режиссер Любовь Земцова попала в реанимацию в критическом состоянии. Медики боролись за ее жизнь, но не смогли помочь: девушка вчера умерла. Сейчас аккаунты соцсетей пополняются воспоминаниями о талантливых молодых документалистах, не успевших завершить проект «Неизвестная Беларусь». В момент, когда произошла авария, они возвращались со съемок фильма о волонтерской помощи медикам. О том, какими они были, мы поговорили с их знакомыми и коллегами.

— Для меня это были очень добрые люди. Идейные, творческие и красивые — в человеческом плане. Даже названия фильмов Любы говорят о том, что она снимала о любви. Для своих героев она становилась другом, относилась с полным пониманием и вниманием. Это уникальное умение видеть мир как что-то абсолютно прекрасное, — рассказывает координатор конкурса «Лістапад» Николай Лавренюк, когда мы созваниваемся.

Похожие характеристики дают трем ребятам их знакомые в постах в Facebook. Вспоминают чаще Любу — в последнюю неделю все надеялись, что девушка выживет. В день, когда произошла авария, ей исполнилось 29 лет. Это был ее последний день рождения.

Режиссер Ксения Голубович. «Любе надо было долго наблюдать, чтобы найти свой смысл в каждой истории»

С Ксенией мы разговариваем в день смерти Любы. В начале разговора она извиняется и пробует собраться с мыслями: девушка, как и многие, надеялась, что Люба скоро поправится. Теперь же вместо постов с пожеланиями выздоровления в соцсетях размещают соболезнования.

— Мы общались довольно близко. Последний раз виделись за неделю до аварии. Люба была каким-то волшебным человеком, всегда всех настраивала на хорошее. «Все обязательно будет хорошо» — так она говорила всем: я видела про это сотню текстов в интернете, — начинает рассказывать девушка. — Если ты собирался бросить проект, потому что он у тебя не получался, она останавливала: «Ты что, нужно его обязательно доделать!»

Любу всегда интересовали истории, в которых нужно долго разбираться, чтобы понять своих героев. По словам Ксении, это внимательное отношение к людям проникало и в фильмы девушки.

— Она никогда не торопилась: если кто-то хотел сделать все быстро, правильно и четко, у нее на работу были свои взгляды. Любе надо было долго наблюдать, чтобы найти свой смысл в каждой истории. Вова работал вместе с ней как продюсер, помогал во всех вопросах.

Любовь познакомилась с Владимиром на съемках фильма о Валере — мужчине, который хотел взять на воспитание мальчика из детского дома.

— У Валеры нет одной руки, из-за этого у него были проблемы с усыновлением. Он все время помогал парням без родителей. Вове он тоже заменил отца, когда у того в подростковом возрасте умерли родители, — объясняет девушка. — Люба про этого человека снимала кино. Так они познакомились с Вовой, у них завязался роман.

На какое-то время Владимир уезжал работать в Дубаи. Затем вернулся в Беларусь и стал трудиться над фильмами вместе с Любой.

— У них были очень хорошие отношения: такие сейчас редко бывают. Все у них было вместе: и жизнь, и любовь, и работа. Возникало ощущение, что им не нужен был никто — полное взаимопонимание.

Максим Гавриленко присоединился к ребятам для работы над проектом «Неизвестная Беларусь». Им документалисты хотели рассказать о стране что-то небанальное.

— Они не брали истории, которые лежали на поверхности, — копали глубже. Люба очень хотела реализовать проект: еще до того, как они начали этим заниматься, около года рассказывала мне о своей идее. Работе она отдавалась всегда: знаю, что во время съемок какой-то серии про домашнее насилие к убежищу женщин приехал незнакомый мужчина, начал угрожать. А Люба вышла с камерой, не испугалась и продолжила снимать, — характеризует девушку Ксения.

Режиссер Влада Сенькова. «Ради фильмов Максим работал ночами»

С Максимом Гавриленко Влада познакомилась в 2016 году. Он написал, что хочет работать в ее команде. Девушка предложила ему попробовать себя на волонтерских началах — парень с радостью согласился. Так Максим на четыре года стал постоянным партнером Влады.

— Съемочная площадка — это всегда напряг. Мне жаль, что я не могла по достоинству заплатить ему за работу: Максиму приходилось работать ночами, но другой возможности сделать фильм у нас не было, — рассказывает девушка. — Максим был очень скромным, терпеливым, талантливым человеком. Есть люди, которые работают по протоколу, — у него же было очень редкое чувство авторского кино, он никогда не держал себя в рамках.

По словам Влады, Максим работал чуть ли не в каждом проекте молодых режиссеров. Даже если задумка ему не очень нравилась, он хотел дать человеку возможность сделать свой фильм.

— Очень ценил кино и тех, кто его снимает. С этими людьми он был очень аккуратен и нежен. У Максима было много планов, главная мечта — снять свое кино, сценарий уже был написан. Ради фильмов Максим в принципе работал ночами: не засыпал, пока не заканчивал работу. Он был очень добрым и светлым человеком...

Влада считает, эта характеристика хорошо подходит и для Любы.

— Я не могу вспомнить ни одного момента, чтобы она повела себя как-то не так: для нее был важен любой человек. Она несла тепло, всегда говорила, что все будет хорошо. Я не люблю эти слова: они редко помогают. Но для нее эта фраза не была дежурной. Люба в это верила, клала на тебя руку, хотела, чтобы и ты это тоже почувствовал. Она знала, что должна нести свет — и делала это. Странно, но я не могу вспомнить двух других таких же добрых людей, как она и Максим.

Николай Лавренюк, координатор проекта «Лістапад». «Люба, Вова и Максим очень любили жизнь и свое дело»

— Я был знаком с тремя ребятами, со всеми из них работал. С Любой мы знали друг друга больше 10 лет — познакомились еще в студенческие годы. В 2016 году мы начали вместе работать, — говорит нам Николай. — У нее было много идей фильмов, и она обратилась за помощью, чтобы их реализовать. Я начал работать продюсером ее документалок «Место Любви» и «Воспитание Артема». Последний фильм остается незаконченным...

С Владимиром Николай познакомился, когда тот стал продюсером Любы. По его словам, «Вова был веселым и компанейским человеком», в юности играл в КВН. Стремился к творчеству и юмору, и не заметить это было сложно. С Максимом Николай впервые встретился в 2015 году  тогда он делал первые шаги в звукорежиссуре. Вместе они работали над фильмом Влады Сеньковой.

— В белорусской киноиндустрии, в которой нет условий для поддержки серьезных режиссеров, случайные люди не появляются. Если есть те, кто что-то снимает, значит, они просто не могут иначе. Ребята очень любили свое дело и жизнь. Вова и Люба после знакомства стали тандемом. Они были единомышленниками, разделяли одни ценности. Для многих это были очень важные люди. Их смерть — это большая потеря, пока нам всем сложно с этим смириться.

О случившейся аварии Николай узнал от знакомых. Увидел первые записи в соцсетях — не смог поверить, что там написаны фамилии его друзей.

— Чем больше времени проходит, тем сложнее это принять. Говорят, что незаменимых людей нет. На самом деле это не так: они были абсолютно уникальными личностями в творческом и человеческом плане.

BelarusDocs собрал список фильмов Любы Земцовой, которые можно посмотреть в открытом доступе. Прикрепляем ссылки.

1. «Про любовь: Ира»

2. «День Победы»

3. Проект «Неизвестная Беларусь»: «Комаровка», «Распределение», «Убежище», «Минск — открытый город».

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by