24 мая 2020 в 10:00
Автор: Александр Чернухо

Десять талантливых белорусских музыкантов, на которых стоит обратить внимание

Автор: Александр Чернухо

Принято почему-то считать, что в Беларуси очень мало хорошей музыки. Это большое заблуждение. Можно долго рассуждать о том, почему это мнение укрепилось в массах, но поиск первопричины ничего не изменит. Вместо этого мы предлагаем обратить внимание на талантливых, многообещающих и ярких артистов, которые живут и работают в Беларуси. Мы выбрали десять групп, хотя музыкантов, достойных быть в этом списке, куда больше. Но все рейтинги, топы и подборки всегда очень субъективны. В этом нет ничего плохого: это способ обратить внимание неравнодушного человека на вещи, которые он мог пропустить в суматохе. Сегодня мы расскажем о десяти талантливых коллективах. Кто-то из них уже засветился в Европе и собирает там аншлаги. Кто-то — только начинает свой путь и больше других нуждается в поддержке. Мы хотим обратить внимание на них, попросить вас, слушателей, уделить немного времени и послушать эту музыку. Надеемся, что вам понравится.

«Союз»

Фото: Ян Кукареко

Начинать рассказ про группу «Союз» нужно не с истории группы «Союз». Все началось гораздо раньше — с лохматой и полной драйва музыки The Toobes, которую делали трое парней в разгар эпидемии инди-рока. В начале десятых количество гитарных англоязычных групп в Минске зашкаливало, а The Toobes на их фоне выглядел самым успешным, модным и крепким коллективом, в какой-то момент даже выскочившим за рамки Беларуси. Группа в 2014 году выпустила альбом Road To The Big Time, а спустя год распалась: вокалист и барабанщик Стас Ломакин остался жить в Польше и сколотил там группу Radioslam, а гитарист Константин Пыжов и бас-гитарист Стас Мурашко оказались в составе группы «Валентин Стрыкало».

Прошло еще два года, и Стас Мурашко вместе с минскими музыкантами Никитой Орловым и Алексеем Чумаком решили поэкспериментировать в перерывах между гастролями группы «Валентин Стрыкало». Результатом стала группа под названием «Союз». Ее название можно рассматривать и как союз троих очень талантливых и самобытных музыкантов. И как отсылку к винтажной музыке, которую эти ребята играют. Три года назад на лейбле большого умницы и пропагандиста качественной и неординарной музыки Ивана Дорна вышел дебютный мини-альбом «Союза» — солнечный, немного меланхоличный, прекрасно сыгранный и записанный. В 2020 году, спустя два альбома, коллектив, имеющий и отличную критику от ведущих мировых изданий, и ядро преданных фанатов, и (в первую очередь, конечно) очень убедительный и самобытный материал, все равно остается недолюбленным и недоласканным требовательным белорусским слушателем.

Давайте исправлять это недоразумение: начните с замечательного прошлогоднего альбома «Союза» — внежанровой записи (сами музыканты говорят про джаз, краут-рок, дрим-поп, авангард), в которой отлично раскрывается и сочинительский, и исполнительский талант умниц-музыкантов. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и растворяйтесь в этой музыке. Сегодня, кстати,  группа сыграет очень необычный концерт: в рамках цикла «Дистанция» музыканты будут озвучивать немой фильм Михаила Кауфмана «Весной», снятый в 1929 году. Посмотреть можно здесь.

Teleport

Фото: Артем Киль и Влад Шевелев

Группу Teleport можно назвать молодой с очень большой натяжкой: впервые я услышал музыкантов в 2014 году в уже несуществующем клубе «Центр» — тогда все крепко аплодировали и много говорили про психоделию, прогрессив-рок и белорусский «пинкфлойд» или что-то вроде того. Тогда Teleport была действительно молодой группой (на тот момент музыканты играли вместе всего год), и в еще не развалившейся на мелкие осколки музыкальной тусовке о ней говорили много.

Спустя год музыканты выпустили дебютный альбом «Маўкліва», очень неровный, по-дебютному пестрый и неоднородный, но все равно получивший много хорошей критики. Белорусские журналисты хвалили группу за качественную реконструкцию жанра. Максим Жбанков, например, писал, что Teleport — «фантомный бэнд из параллельной реальности». Зарубежные журналисты, напротив, находили музыку группы вполне современной и актуальной и сравнивали белорусов с Tame Impala. «Популярность неопсиходелии уже растет достаточно давно, так что кажется вполне логичным, что группы из разных уголков мира начинают использовать это звучание», — рассуждал латвиец Лаурис Анстраутс. Кажется, сравнение (и сам тег «неопсиходелия») в этом случае было очень натянутым, но все равно выглядело мощным комплиментом.

Группа после выхода дебютного альбома засветилась на европейских шоукейсах, выступала в небольших минских клубах, но в студийной работе сделала продолжительную паузу. Наверное, поэтому и законсервировала себя в статусе «молодой и перспективной». Второй полноформатный альбом Teleport вышел спустя пять лет. Padvojnasć — более зрелая работа, в которой нет неоднородности и пестроты дебютной записи. Недавно мы писали про этот альбом: «Сочные, разнообразные гитары, цепкие мелодии, образные тексты — пожалуй, во всем материале чужеродными выглядят только две англоязычные композиции, которые оказались в альбоме по понятным причинам, но при этом разрушают его целостность». Добавлю, что Padvojnasć — это работа дотошная, с вниманием к мелочам и нюансам, этим можно оправдать такую долгую паузу. Но все равно очень хочется, чтобы на этот раз пауза не затягивалась. И слушатель — главный фактор, который может поспособствовать продуктивности музыкантов.

Nebulae come sweet

Эту группу тоже можно назвать молодой с очень большой натяжкой. Ее участник и, похоже, главный двигатель Игорь Ковалев успел поиграть во многих видных метал-группах Беларуси во время большого всплеска интереса к металкору и смежным жанрам. Многие из этих групп уже давно не существуют, другие ведут очень пассивную деятельность и выпускают что-то крайне редко. Nebulae come sweet тоже. Наверное, поэтому ярлык «молодая и перспективная группа из Беларуси» приклеился к ним надолго.

С названием коллектива связана достаточно грустная история. У Игоря Ковалева до Nebulae come sweet был проект Anna Coralie. Музыканты играли примерно в той же стилистике. Выпустили альбом, готовили второй. Но в период подготовки релиза вокалист коллектива совершил суицид. Музыканты закрыли группу, и каждый пошел своей дорогой. Игорь назвал свою новую группу в честь неизданной песни.

Дебютный альбом Nebulae come sweet готовили достаточно долго — это вообще, кажется, стандартная история для многих белорусских артистов, которые склонны к перфекционизму, но не могут уделять музыке достаточно времени. It Is Not The Night That Covers You вышел в 2016 году и стал одним из лучших альбомов по итогам года. «Иногда они переходят тонкую грань и уходят в китч, но в основном выдают метал мирового класса», — писал про этот релиз польский журналист Михал Вечорек. Это свойственный молодым музыкантам максимализм. Не стоит их за это ругать. Лучше похвалить за дотошность во всем: проработке материала, звучании, сценических образах.

Музыканты сейчас живут и работают в разных странах. Редко дают концерты. Обещают в скором времени выпустить второй полноформатный альбом, но никуда не спешат. Наверное, все из-за того самого перфекционизма: полумеры их не интересуют, им хочется сделать все на полную катушку. Слушатель может быть благодарен музыкантам, которые так фундаментально подходят к творчеству, потому что это большая редкость.

Dee Tree

Фото: Максим Шумилин для 34mag.net

Три года назад в разгар лета на уличных тусовках по обыкновению было много уличных музыкантов. Кто-то горланил «Короля и Шута», кто-то выводил нестройную мелодию на скрипочке. На этом фоне уличный оркестрик By Soulfam выглядел чем-то инородным: таких ребят можно встретить во время отпуска в других странах мира — где всегда солнце, толпы туристов и есть возможность зарабатывать приличные деньги, играя на улицах. Но в Беларуси это сезонный дефицит. By Soulfam тоже провели на улице не так много времени и очень быстро выросли из джем-бригады в стабильный и крепкий концертный и студийный состав, переименованный в Dee Tree.

Музыку, которую играет группа, массово не производят в Беларуси. Соул, ню-джаз, фанк — все эти стили в фабричных масштабах производятся в англоязычных странах с мощной традицией, там же живут и законодатели и трендсеттеры. Но белорусские музыканты создают музыку, которая выдерживает конкуренцию. Даже больше: она вполне самобытная и самодостаточная, не завязана на шаблонах и кальке, она живая и имеет свой собственный организм.

Вскоре группу заметил лейбл Ивана Дорна — на нем музыканты выпустили полноформатный альбом: приятный, солнечный, жизнелюбивый — классная работа для любителей душевной музыки. Это распространенный случай, про который говорят многие редакторы белорусских радиостанций: люди с удовольствием слушают музыку, а потом еще долго не верят, что это группа из Минска. Если сразу сказать, что группа из Минска, удовольствия и комплиментов будет значительно меньше. Грустно, но факт. И это тоже вопрос для какого-нибудь важного заседания или селекторного совещания на государственном уровне.

Сейчас вокалистка группы — яркая девушка с прекрасными данными и харизмой — готовит уже сольный проект и готова в скором времени показать его публике. Уверен, что это будет качественная работа.

Molchat Doma

Эта группа сейчас самый главный и очевидный экспортный вариант страны. Трое парней то ли по счастливому стечению обстоятельств, то ли по вполне закономерным причинам, а скорее всего, благодаря обоим этим факторам совершили стремительный и очень яркий прыжок в мировой контекст. Перечислять их достижения и успехи можно очень долго. Вот хотя бы последние: контракт с крутым американским лейблом Sacred Bones, публикации в мировых изданиях вроде Variety, верхние строчки мирового топа вирусных треков на Spotify. Ребята даже умудрились записать кавер на песню Black Sabbath для трибьюта, выпущенного лейблом в честь 50-летия альбомов Black Sabbath и Paranoid.

При этом, конечно, ребятам не повезло оказаться заложниками обстоятельств: им пришлось перенести гастроли по Северной Америке и Мексике и отменить первый сольный концерт в Минске. Первый белорусский сольник — это вообще очень симптоматичная вещь для группы, которая собирает 1000 человек на клубном концерте в Лондоне, но все еще не очень-то котируется у белорусов. Но это проблема системная, и обсуждать ее нужно опять же на каких-нибудь важных собраниях, семинарах и селекторных совещаниях, а мы сейчас про творчество.

С творчеством у парней порядок: им удается делать мощные поп-хуки даже в рамках выбранной стилистики — мрачного постпанка из глубины 80-х: послушайте хотя бы песню «На дне», открывающую альбом «Этажи» — синтетический утробный бас вдруг дополняется искрящейся, пронзительной мелодией, моментально въедающейся в сознание. Таких примеров у группы хватает.

Сейчас у музыкантов очень сложный период, когда вокруг одни ожидания: от лейбла, от слушателей, от самого требовательного в мире белорусского скептика — от всех подряд. Важно, чтобы в таких условиях творчество не превратилось в рутину, а музыкальный материал — в конвейер. В общении ребята простые, без звезды. Не испорченные вмешательством маркетолога и тысячи советчиков. Это значит, что все идет по плану и про группу Molchat Doma в мировом контексте мы еще услышим не раз. Не удивлюсь, если однажды их музыка зазвучит в новом фильме Джармуша.

Weed&Dolphins

В 2017 году привидение по имени Дэймон соорудило большой рассказ о том, как ему живется на острове под названием Potatoe Island. Вот такую байку для своего дебютного альбома придумали ребята из симпатичной группы Weed&Dolphins. Началось все с уморительного клипа на песню Mortal Kola — придурковатого видео в VHS-эстетике: парень в круглых очках с ужимками в духе Лиама Галахера и прозвищем Дэймон, отсылающим к имени еще одного героя брит-попа, нарочно кривой и безалаберный монтаж — откровенное ребячество на фоне типично британской музыки, в которой очень сложно распознать белорусов.

Первый полноформатник группы Islandkid Cassette классный! Он наивный по-мальчишески, но дерзкий и сыгранный с большим уважением к первоисточнику. «Песні базіруюцца на простых і прыцёртых да вуха за мінулыя паўстагоддзя камбінацыях акордаў, але наўмысна празмерныя эфекты папросту размываюць свядомасць», — писал про этот альбом белорусский журналист Виктор Семашко.

После выхода Islandkid Cassette группа хорошенько прокатилась по европейским шоукейс-фестивалям. То есть Weed&Dolphins высоко оценили в западных странах. Вполне заслуженно, потому что у группы есть и яркий стиль, и классные мелодии, и неплохая работа со звучанием. Теперь еще и крепкий концертный состав — держатся музыканты во время выступлений очень уверенно.

Недавно вышел новый клип Weed&Dolphins на песню High. Снова дурашливый, снова хулиганский, снова отличная композиция. Подождем второй альбом — он должен вывести группу на новый уровень.

«Галантерея»

Фото: Аня Рязанова

Мы узнали про группу «Галантерея» в прошлом году совершенно случайно: наткнулись на ссылку на дебютный мини-альбом в паблике «ВКонтакте». На фоне того, что обычно бывает в белорусских музыкальных пабликах, эта запись прямо излучала свежую, искрящуюся энергию. «365 дней в году» — прекрасный летний альбом: легкая гитарная музыка, тексты, которые заряжены подростковой непосредственностью, юношеским задором.

Ребятам из «Галантереи» по 20 лет, и музыку они делают совсем иначе, чем делали ее двадцатилетние в Беларуси на стыке тысячелетий. Здесь нет экзистенциальных воронок, жесткой социалки, агрессии и гитарного дисторшна. Нет, музыканты не пытаются быть взрослыми, и в музыке «Галантереи» очень много ребячества в самом хорошем смысле. Классная, бодрая музыка, для которой нужно поймать нужное настроение. Или наоборот — получить это настроение из песен. Из песен про любовь, про счастливые мелочи жизни, про важные неважности. Это очень красиво и романтично.

Кажется, еще чуть-чуть — и мы заговорим про новую гитарную музыку из Беларуси. Кроме «Галантереи», советуем послушать обаятельный, ершистый проект участника этой группы «Стой! стреляют», а еще Lubber louie — гаражный рок, немного неровный, но многообещающий. Даже если вам не очень понравится, вы, по крайней мере, будете представлять, как видят гитарную музыку ребята поколения Z.

Какора

На самой пиковой отметке волны русскоязычного хип-хопа в Беларуси как грибы начали плодиться калькированные проекты. В России копировали западную музыку, в Беларуси копировали российскую. Ситуация, прямо скажем, так себе. Ничего удивительного в том, что качество этой музыки хромало на обе ноги. На этом фоне выделялись два-три артиста (не берем в расчет Коржа и ЛСП, которые начали гораздо раньше и к тому времени уже выросли в больших артистов). Речь про Бакея, который благодаря своей непосредственности, деятельности и энергии вырос в самодостаточного исполнителя с крепкими амбициями, Никиту Мастяка, даже успевшего подписать контракт с лейблом Respect Production и тут же от него избавиться, и Артура Какору — парня, который вообще живет вне каких-то писаных законов и правил.

Про Какору мы узнали в первую очередь по дружбе с Бакеем. Парень из Осиповичей, с достаточно интересной биографией. «Работал на кладбище, практиковал йогу, делал музыку и ходил в тренажерку», — так он описывал свой быт на протяжении двух лет. По синглам потенциал парня понять было сложно, по редким выступлениям — еще сложнее. А дебютный альбом Артур Какора готовил так долго, что забыть о нем, потом вспомнить, потом снова забыть успели даже люди, которые всерьез интересуются темой и следят за белорусской музыкой.

Альбом «Какорины глазки» из 18 треков можно назвать немного затянутым. Но только потому, что в нем много задора, непосредственности и озорства. И всем этим компонентам массивный хронометраж немного мешает. Не думаю, что можно назвать это критикой альбома — скорее небольшим замечанием. Поэтому можно сказать, что дебютник у Какоры получился отличный. Сколько мы будем ждать второй альбом, вопрос скорее риторический. Артур никуда не спешит и вообще очень по-философски относится ко всему, что связано с популярностью.

Panska Moc

История этой группы с максимально странным и не соответствующим содержанию названием началась с клипа на песню «Улыбка». Минские спальники, двое чудаковатых парней в кадре и очень обаятельная музыка, в которой брит-поп с легким налетом психоделии сошелся с чем-то очень родным и милым сердцу. Припев «Скажи, когда твоя улыбка выдаст тебя» сразу же поселился в голове, он будто бы перенесен в современность из какой-то старой доброй советской песни.

Вслед за этим прекрасным синглом был альбом. Похуже. Неровный и местами занудный, хотя и не без хороших находок. Его главное достоинство — отсутствие шаблонов и игры «по правилам». Ребята просто сочинили и записали песни, чудаковатые, несусветные, со странными текстами и спорными решениями.

Спустя время группа вернулась с удивительным клипом, снятым в Ельне. Странное, необычное видео, в которое музыканты вложили кучу усилий. В каждом кадре видно, насколько скрупулезно они подошли к процессу, чтобы сделать этот ролик. Ребят называют чудаками, но в этом нет ничего обидного. Это здорово! Чудаки и изобретают все самое интересное, а за ними потом повторяют, тиражируют и делают достоянием поп-культуры. Возьмите последний мини-альбом Panska Moc: слышно, что ребята ищут, экспериментируют — со звуком, с формой. Этот поиск обязательно приведет к результату. Главное, чтобы глаза горели. А глаза горят, когда артист ощущает поддержку, когда его хвалит слушатель. Пускай и немного авансом.

Dlina Volny

Фото: Sonny Malhotra

В интервью 34mag музыканты группы Dlina Volny высказывают интересную, хоть и спорную мысль: «Наши родители передали нам, например, чувство того, что у тебя могут все отобрать... Поэтому люди просто боятся придумать что-то непривычное, боятся мечтать. Боятся подумать, что можно сделать не так, как все». Это настроение музыканты передают в своей музыке: вдохновляются постсоветским наследием и делают мрачноватый постпанк — идеально насыщенную подходящими изобразительными средствами музыку. Вокалистка — эффектная блондинка — поет достаточно низким голосом, создающим ощущение глубины и двойного дна. Два других музыканта попеременно используют музыкальные инструменты: в группе нет лидера, и все песни — плод коллективного творчества.

Самый яркий и удачный сингл музыкантов — песня «Мечта». Здесь все сочетается идеально: глубокий вокал Маши, деликатная партия синтезатора, развитие композиции. Сейчас, правда, группа больше работает с англоязычным материалом: недавно музыканты подписали контракт с лейблом Italians Do It Better Music, на котором выпускаются, например, Chromatics. Теперь Dlina Volny готовят полноформатный альбом и отличные синглы. Это еще одна белорусская группа, которая продвигает бренд «белорусский постпанк» и делает это отлично.

«В нашем мире мечта — это то, к чему нужно стремиться. Она должна быть. Это то, что должно тебя вести и сильнее всего мотивировать», — говорили музыканты про себя в интервью. Пока мечта ребят ведет их в правильном направлении.

Покупайте с оплатой онлайн по карте Visa и выигрывайте iPhone каждую неделю

Выбор покупателей
полочная, 2-полосная, общая мощность 256 Вт, беспроводная

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by