Белорусские социологи высказались по поводу «модных сейчас интернет-опросов»

 
32 015
03 июня 2020 в 12:27
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

Напомним, вчера стало известно, что проводить интернет-голосовалки без разрешения нельзя. Даже при всей очевидности того, что данный контент никак нельзя назвать полноценным социологическим исследованием. Сегодня ученые-социологи собрались за круглым столом в БЕЛТА и высказали свое мнение в том числе и по поводу опросов в интернете.

Директор Института социологии НАН Беларуси кандидат социологических наук, доцент Геннадий Коршунов высказался по поводу «модных сейчас интернет-опросов, которые получили интенсивное развитие».

— Нужно понимать, что это специфическая среда. Когда мы проводим поквартирные опросы, то идет жесткая схема отбора, когда срабатывает принцип случайности и теоретически каждый человек может попасть в выборку. Исходя из этого обеспечивается ее репрезентативность. В интернете этого сделать нельзя. Непонятно, кто попадает в число опрошенных, кто и сколько раз отвечает на вопросы. Есть вероятность взлома и накрутки. Очень много нюансов, — констатировал он и добавил, что институт рассматривает перспективу введения онлайн опросов.

— Мы, безусловно, включим этот инструмент в свою сферу, но только тогда, когда будем четко знать, как он работает, его преимущества и ограничения, —добавил он.

Геннадий Коршунов отмечает, что «появившиеся в интернете онлайн-опросы по теме президентских выборов очень далеки от реальной социологии».

— С одной стороны, они действительно несут все признаки опросов общественного мнения и вполне могут быть к таковым отнесены. А с другой — являют собой и научно, и методологически необоснованные исследования, которые, мягко говоря, очень далекие от реальной социологии, — заявил он. — Но тем не менее все мы видим, что результаты этих опросов общественного мнения активно тиражируются в СМИ (уже и в зарубежных), их приводят в своих заявлениях лидеры мнений президентской избирательной кампании. Таким образом эти цифры верифицируются в сознании людей. Попросту говоря, общественность вводят в заблуждение относительно реальной ситуации. Ибо эти исследования, повторюсь, далеки от теории и практики науки социологии. А тема опросов более чем острая, вызывающая серьезный общественный резонанс.

— При построении выборки при интернет-опросах крайне тяжело или даже невозможно применять традиционные методы. Если взять классическую социологию, то того, кто участвует в опросе, выбирает исследователь. Участие в интернет-опросе — это часто инициатива респондентов. Процесс нужно контролировать, — считает начальник информационно-аналитического управления Академии управления при президенте, кандидат социологических наук Владимир Литвинович. — С развитием интернета знания, информация стали очень доступными. Каждый может взять статью, книгу, прочитать и сделать для себя вывод, что проводить опрос просто — составил анкету и разместил ее на сайте. Возникает псевдоуверенность в своих силах. Хотя социологи знают, что на результаты влияют и формулировка вопросов, и варианты ответов. Даже порядок вопросов в анкете может сказаться на результатах. Профессиональные социологи учитывают эти моменты и выстраивают исследование таким образом, чтобы получать объективные качественные данные.

Что же касается аккредитации для проведения опросов общественного мнения в избирательный период, то тут, по мнению ученого, она нужна.

— Если мы упоминаем опросы общественного мнения в избирательный период, то наличие аккредитации в комиссии по опросу общественного мнения тоже является знаком качества, который показывает, что сотрудники этой структуры работают и с научно обоснованными методиками, и отвечают за результат, — также отметил Литвинович.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!