26 292
02 августа 2020 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий

«Коронавирус? Это уже никому не интересно». Как кайфануть от Черногории, если тюлений отдых вас не устраивает

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Тарналицкий

К черногорцам, безусловно, есть вопросы. Эти ребята поставили свое благополучие в зависимость от туристов и теперь не особо шевелятся. Но мотивацию начального расчета понять можно. Море, тепло, пляж, праздность — любителей навалом. Более того, черногорцам есть что предложить туристам, которым от тюленьего отдыха становится нехорошо. У нас была Skoda Octavia, ее поджаренное сцепление, много километров серпантинов, отчаянный водитель и виды, от которых хочется плакать, в качестве вознаграждения за раннее пробуждение. Корреспонденты Onliner съездили на север страны.

Любо, хороший день

Любо чешет лысый череп и обезоруживающе улыбается. После лезет в телефон — показывать красивую жизнь, которую безжалостно снес коронавирус.

— Вот так. Это одна из групп в прошлом году. Приехали на рафтинг. Тут человек восемь. А вообще к нам приезжали по 120—150 туристов в день. Тебе сказать, сколько у нас теперь туристов?

Скажи

— 15—17, — Любо почему-то улыбается, произнося эти слова. Похоже на истерику. — Но это хороший день. А иногда и по два приезжает.

В это время на парковке появляется большой Nissan, из которого на асфальт выпрыгивает бодрая семья. В глаза Любо возвращается счастье. Хоть какая-то работа. Он — здешний инструктор по рафтингу. Качество жизни этого парня, каким бы позитивным зарядом ни был начинен его организм, напрямую зависит от приезжих.

Мы в Дурмиторе. Той части Черногории, которая никак не ассоциируется с нашими стереотипными представлениями о ней. Здесь нет пляжа, лежаков, шезлонгов, полотенец, купальников, пахлавы и чурчхелы. Тут не очень сложные для освоения горы, древние леса, безумной красоты озера, реки и живописные луга. Когда пробираешься поближе к небу по серпантину, вежливо притормаживаешь в угоду движению коров, которые как будто вообще не понимают, зачем ты появился в их жизни.

А появился ты, чтобы усесться на заботливо сколоченной местными дядьками скамейке, замереть и уставиться на порабощающе красивые склоны мощных гор.

Жабляк, заброшенность

Давайте сначала. Черногория — это не только девять (или на сколько у вас хватает путевки) дней пляжного лежания, но и возможность повидать горы. Не зря, собственно, у страны такое название.

Дурмитор — горный массив на севере Черногории и названный в честь него национальный парк. Общая площадь — 390 квадратных километров. Очень много. Можно, конечно, тупо забивать в навигатор «Дурмитор», но лучше быть точнее. Вся туристическая инфраструктура сосредоточена вокруг города Жабляк. Там вполне себе можно разместиться и стартовать наслаждаться видами. Благо, если в вашем сердце живут любовь и горы, их там полно.

Прошла плюс-минус неделя, и наши спецкоры сообщают, что в городочке стало повеселее, но, когда в него въехали мы, возникло ощущение заброшенности. Чистой, ухоженной, но оставленной людьми территории. Слишком уж сильна зависимость от туристов.

От побережья (почти наверняка вы будете стартовать от побережья) до Дурмитора что-то около 4—5 часов езды на машине. Ну, если честно, так пишут в путеводителях с огромным количеством сносок на опыт водителя, упакованность машины и сложность горных дорог. Хотя по отношению к Черногории вообще непонятно, есть ли в ней не горные дороги.

Мы добрались за примерно три часа, потому что наш водитель включил Кими Райкконена, а пассажиры были не против потратить какое-то количество привезенных из Беларуси нервов на поворотах. Да, путеводители не врут вам. Во многих местах вашего жизненного пути будут встречаться туннели, которые практически не освещаются, и извилистые серпантины, создающие дополнительную опасность. Готовьте вестибулярный аппарат. Его страдания будут вознаграждены.

Тачка, как писалось ранее, стоит в районе 50—60 евро за день. Если неохота, можно воспользоваться общественным транспортом. Бусы стартуют и из Будвы, и из Котора. Правда, есть черногорская специфика: они ходят всего один-два раза в день. В любом случае лучше планировать размещение на территории парка и покупать билеты заранее. И будет вам счастье.

Каньон, тарзанка

Три попсовые (оттого не менее крутые) достопримечательности Дурмитора, ради которых вам даже не особо придется гуглить:

  • Черное озеро;
  • перевал Седло;
  • мост Джурджевича над рекой Тара.

Возле моста мы и болтаем с жизнерадостным инструктором Любомиром. Быть может, на жизнерадостность влияют здешние виды. Реально очень красиво. Хочется всячески замедлиться, с чем местные очень качественно справляются.

Мост строили с 1937 по 1940 год. Но потом война. В 1942-м, когда итальянцы приблизились к мосту, было решено его взорвать. Лазарь Яукович, один из инженеров, предложил подорвать центральную арку (чтобы, когда все успокоится, просто восстановить красоту и функциональность). Все так и вышло. План сработал. Правда, инженеру не повезло. Говорят, враги устроили на него охоту, нашли и расстреляли прямо на мосту.

В голове у Любо свои истории.

— Слушай, ну, они открывают границы, они закрывают границы, бла-бла-бла, мы все умрем, бла-бла-бла. У нас был хороший поток из соседних стран, но теперь… Ты откуда, кстати?

— Беларусь. 

— Так говори по-русски, чего мы тут мучаемся по-английски! Вы ж такие же православные, как и мы. В общем, здесь реально крутая инфраструктура. Рафтинг, кемпинг, зиплайн. Но мы используем все это только на 10 процентов. Кризис. В Будве обычно нельзя найти места на пляже. Сейчас все свободно. Туристу хорошо. Но границы закрыты.

Здешняя тарзанка — одно из топовых развлечений Черногории. Одна до километра длиной, другая за километр. Тебя заряжают и отправляют в полет над каньоном за 20 евро.

— А почему вы цены не опускаете?

— Слушай, конкретно здесь и так дешево. На море кофе стоит три евро. Здесь ты его выпьешь за один. Хотя тот же Жабляк реально дорогой.

Коронавирус, футбол

На другой стороне моста кормят плотными завтраками за 12 евро на двух человек. После черногорского побережья возникает ощущение дешевизны. В помещении мы и два залетных туриста. Остальные посетители — местные работники.

— Коронавирус — это кайф! Вообще работать не надо, — горько шутят они.

В маске среди десятка собравшихся — разве что официант. Он больше всего шутит по поводу утреннего распоряжения правительства о возвращении обязательного масочного режима по территории всей страны.

— Ребята, а вы почему без повязок?

— А мы без повязок потому, что находимся на территории заповедника. Здесь можно без масок. Внимательнее читай документы.

Если честно, возникает ощущение, что к документам в Черногории относятся примерно так же, как и в Беларуси. Распоряжение как бы есть, но исполнять его особой охоты нет. Вечером в русскоязычных каналах живущих в стране экспатов распространяли видео, на котором полицейские требовали у сидящих на террасе посетителей кафе облачиться в маски. Но то был максимум эпидемиологической строгости.

Черногорцы очень тщательно соблюдали все меры в первую волну. А теперь расслабились. Плюс статистика у них не самая страшная. Вот, к примеру, четверг. +57 заболевших, 74 выздоровели, 1 умер. Итого болеют 2020. Когда начинаешь спрашивать местных про ситуацию, они отвечают, что уже неинтересно.

— Здесь коронавируса нет, — говорит Любо. — В Жабляке было три или четыре случая. В Плевле — 35—40. Основные очаги — Подгорица и Рожае, это город на границе с Сербией. Знаешь, когда собираются студенты из Черногории, Сербии и Албании, понятно, все смешивается. Но я считаю, у нас коронавируса нет, у нас все нормально, как в Беларуси. Слушай, какие вы там молодцы. Мы ваш футбол смотрели по телику, пока ничего другого не показывали. Лучший чемпионат на свете был.

Ежевика, 1907 метров

Чтобы поглядеть на Черное озеро, нужно отдать на входе три евро за билетик. Еще два евро улетят за парковку. К главной здешней достопримечательности ведет красивая аллея, уставленная лотками. Это главный бизнес жителей Жабляка и прилегающих деревень.

Парень за прилавком оказывается волшебником. Иначе его способность втюхать залетным белорусам лоток лесных ягод за четыре евро не объяснишь. Хотя малина, черника, земляника и ежевика — бомбические. Тинейджер объясняет, что все собрали родители, домашнее вино делает папа и вообще быстрее бы вернулись русские, а то никаких денег. К теме восточных друзей парень возвращается раза три за те две минуты, что мы общаемся.

Черное озеро оказывается очень магнетическим. От такой красоты немеешь на какое-то время. Если кому-то нужен совет (прямо от души), то он следующий: не повторяйте наших ошибок, не приезжайте сюда на денек. Дурмитор — место, требующее вдумчивого и молчаливого созерцания. Много лучше «забукать» жилье и качественно расслабиться.

Оттуда вполне можно стартовать на горный перевал Седло. Верхняя точка дорожного серпантина, на котором почти гарантированно встречаются милые коровы, составляет 1907 метров. Рядом небольшая парковка. Инфраструктура не особо хитрая, но приятная. Много где оборудованы крепкие деревянные лавки для наслаждения видами.

И да, спасибо ребятам из «Аэротрэвел».

чемодан-спиннер, поликарбонат, для ручной клади, 37.5×22.5×55 см, 38 л

Читайте также: 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by