24 октября 2020 в 8:00
Автор: Никита Мелкозеров

«В какой-то момент решил: а чего дергаться?» Белорусы, которые застряли на краю света из-за «короны», рассказывают свои истории

Автор: Никита Мелкозеров

Пока мы собирали веселые истории бодрых мальчиков и девочки об их приключениях на чужбине, пришло письмо от тайского консульства в Беларуси. Правительство королевства приняло решение об отмене запрета на въезд из государств и с территорий с низким уровнем риска. По предварительным данным, в перечень может попасть и наша страна. А пока этого не случилось, планировать зимовки по-прежнему рано. Ребята, с которыми мы связались, задержались на краю света много дольше задуманного, не только снесли это, но и адаптировались в итоге классно — настолько, что в ближайшее время не особо планируют возвращаться, даже если появится такая возможность.

«Появилась чуйка, что домой я поеду не скоро»

Федор — битмейкер из Минска. В марте решил попробовать зимовку на Бали, которая нежданно затянулась.

— Меня друг позвал. Я долго думал, но все-таки решился. Прилетел больше на разведку. Думал, прибуду, посмотрю, определюсь. В принципе, к тому моменту я уже достаточно устал от Минска. Да, у меня был one way ticket. Но предполагалось, что через два месяца я все же смогу полететь домой.

Не знаю, почему именно, но как-то быстро появилась чуйка, что домой так скоро я не поеду. На Бали улетал 8 марта. Смысл в том, что в Беларуси уже были подтвержденные случаи «короны». Я не сильно разбирался в теме, но ребята рассказывали, мол, в аэропортах уже начались проверки, типа, бла-бла-бла, надо вести себя осторожнее.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Beats & Rap (@mayakx_)

Как только я прилетел, вирус вошел в активную стадию. Понятно, новое место, новые обстоятельства. Три недели я находился в диком азарте. Было вообще без разницы, что происходит. Потом я обвыкся, присмотрелся и понял: лететь в Минск сейчас невозможно.

Индонезийцы не кошмарят по поводу коронавируса, но им совершенно точно не все равно. Когда они закрыли границу, началась активная санэпидемиологическая кампания: везде маски, на входе в магазины стояли представители местного самоуправления и не пускали никого без средств индивидуальной защиты. Меня однажды развернули, когда я собирался на пляж. Остановили посреди дороги три сотрудника: «Где маска? Нет? Дуй домой, потом и приезжай». И так там до сих пор. Начались дежурства возле самых популярных спотов. Мы уже привыкли. Люди без масок вызывают удивление. То есть все очень серьезно.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Beats & Rap (@mayakx_)

С собой у меня было примерно 600 баксов. Этого хватило бы на один месяц. В среднем здесь надо по $500. По $400 — на минималках. Прямо минимум-минимум. В первую очередь нужно жилье. Хорошо, что сейчас действует corona prize. Мы с другом снимаем двухэтажный дом — средний вариант между виллой и guest house: три спальни, зал, прихожая, кухня, несколько туалетов, ванная. Неплохой дом. Платим примерно $440 на двоих.

Ну и из остального — байк (40 баксов вместо обычных 60). Еще нужно продлевать визу. Местные власти придумали такую тему: платите $40, получаете штамп, живете легально. Ну и питание и личные «хотелки».

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Beats & Rap (@mayakx_)

Здесь я уже седьмой месяц. Пишу биты, продаю хип-хоп-инструментал — на это и живу. До Бали не думал, что можно зарабатывать подобным образом. В Беларуси я долго на это не решался. А здесь просто не было другого выхода. Я умею делать музыку, мне это нравится, я поставил себя в такие условия. И пока все получается.

Остров официально закрыт до 2021 года. Но, судя по началу второй волны, его не откроют. При мне открытие переносили три раза. У них нет туристов, нет денег, местные очень сильно страдают, но все равно нет. Говорят, нецелесообразно. Так что я здесь до весны. А потом не знаю. Хотелось бы прилететь или залететь в Беларусь на некоторое время.

«Смотрели китайские „тиктоки“ про „корону“ и думали, что это прикол»

Стас трудится в сфере рекламы. Парень совершенно неожиданно попал во Вьетнам через Бали.

— Изначально мы планировали поехать на два месяца. Но у меня в Минске свой небольшой бизнес с командой, так что я хотел ограничиться парой недель и вернуться. Разница во времени — пять часов, но все сложилось. С управлением на Бали я справился.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Stanislau Kavalski (@totsamykovalsky)

Пандемия только-только начиналась. Мы познакомились с ребятами, которые планировали гнать во Вьетнам. Посмотрели билеты: цена — всего €40. А почему бы нет? Погнали с товарищем. Он в феврале вернулся в Минск, а я посмотрел на весь расклад и подумал: а чего мне дергаться? Так и остался.

Скажу честно, еще на Бали мы смотрели китайские «тиктоки» про «корону» и думали, что это все прикол. Никто не понимал масштабов проблемы. Только из-за этого мы и сорвались во Вьетнам.

Я, вообще, в рекламе работаю. Начинал с ивентов, потом ушел в диджитал-маркетинг. Мне мой диджитал позволил вести дела удаленно, оформил в Минске доверенности — и все стало совсем хорошо.

Изначально было два направления: создание контента и таргетинг. Команда, правда, посыпалась. Человек, которого я оставил в Минске контролировать все фотосессии, меня подвел. В итоге контент-направление пришлось закрыть полностью, целиком ушел в таргетинг. Это было уже во Вьетнаме.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Stanislau Kavalski (@totsamykovalsky)

Сейчас-то все супер, но на первых порах было странно. Полное осознание ко мне пришло на выходе из самолета: «Чувак, ты непонятно где! Ты добирался сюда целые сутки! Ты понимаешь, что просто так на автобусе отсюда не уедешь?!» Плюс первые две недели мы жили в конкретном захолустье, что выбивало из равновесия. А еще там был крайне плохой интернет. У меня фотка отправлялась 15—20 минут.

Сейчас я живу в Дананге. Вьетнамцы очень заморочены по коронавирусу. Но они чуть ли не первыми победили COVID-19. Во-первых, вьетнамцев не потребовалось приучать к маскам: тут и до «короны» была такая культура. Очень много выхлопных газов, большие смоги в городах. Носить маски — нормальная тема. Во-вторых, страна коммунистическая, люди послушные. Сказали не выходить из дома и никуда не вылазить — люди не выходят из дома и никуда не вылазят.

Помню, во время локдауна — конкретного такого, когда на рынок можно было сходить только по талончику, — я отправился на пробежку — по пляжу подвигаться. И меня остановил целый военизированный полицейский конвой с автоматами. Думал, мне уже хана. Но ребята очень вежливо и доступно объяснили: «Люди в городе умирают. Если хочешь бегать, не занимайся этим в публичных местах. Надень маску и бегай вокруг дома».

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Stanislau Kavalski (@totsamykovalsky)

Вообще, мы во Вьетнаме пережили два локдауна. И оба раза жители страны вели себя очень аккуратно. До сих пор во всех магазинах развешаны санитайзеры, все продавцы работают только в масках — все очень серьезно.

Понятно, «корона» наложила отпечаток на цены. Мой Дананг — максимально туристическое место. Но никого нет, так что цены на жилье очень сильно снизились. А во время локдауна упали еще сильнее. Потому что никто из экспатов толком не мог работать. Иностранцы в основном приезжают сюда, чтобы учить местных английскому. В детских садиках дают по $1500, если малыши выучат четыре слова за занятие.

В общем, жить тут дешево. Мы с товарищами снимаем здоровенный двухэтажный дом на две большие комнаты за $450. По поводу еды: очень развит стритфуд. Будь ты веган или нет, на доллар всегда можно поесть. Я недавно подбил финансы. В целом месяц можно прожить с учетом аренды скутера, серфа, еды на $492. Жилье — 150 баксов, скутер на месяц — 40, серф — столько же. Тридцать обедов-ужинов — $60. Общак, если с пацанами закупаетесь, тоже примерно такой.

Проблем с продлением визы нет никаких. Мы ее делали в марте. Вьетнам разрешил все продлевать, пока не закончатся страницы в паспорте, — только плати. Все на мази: виза на два месяца — 140 баксов. Отдаешь паспорт — они сами все делают.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Stanislau Kavalski (@totsamykovalsky)

Тут я буду до февраля. Посмотрю, как поведет себя пандемия и что произойдет на родине. Но вообще, я открыл для себя новый мир. Раньше не представлял, что можно жить где-то, путешествовать и нормально работать полностью удаленно. Глобально смысла возвращаться нет. Как любят говорить инфоцыгане, нетворкинг здесь очень крутой. Многие иностранцы помогали мне здесь по работе. Это интересно. Ну и Азию для себя можно открывать для себя бесконечно.

«В день моего прилета страну закрыли»

И несколько необычная история. Вероника — продакт-менеджер в IT. Она летела в Австралию к своему молодому человеку просто повеселиться, а получила жизнь в новой стране и совершенно нежданный выход на новый уровень отношений — быт и так далее.

— Мой молодой человек — из Австралии. До нынешнего года я здесь не была. Весной от работы мы поехали на конференцию в Калифорнию. Решила не крутиться и полететь сразу в Австралию.

Билеты приобретала заранее. Перед отлетом имелись опасения, что ничего не состоится. Но все-таки отправились в командировку. Рейс был 5 или 7 марта. Когда прилетели в США, все офисы в Кремниевой долине уже сидели на удаленке, на улице было мало людей, все казалось очень странным. Конференцию в итоге отменили. Самолет в Австралию был через неделю. Буквально за пару дней до того Трамп начал закрывать границы.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Veronika (@veron_neuron)

Мои коллеги смогли прорваться в Европу, а я полетела в Сидней. Планировалось, что это будет ознакомительная поездка на две или две с половиной недели. Но в первый день моего австралийского пребывания ввели карантин. Было очень странно. Никто толком не знал, что можно, а что нет. Мы с молодым человеком просто взяли и уехали за город на природу. Хотя потом поняли, что это было нарушение.

Все закрывалось стремительно. Мне, понятно, хотелось смотреть страну, а вместо этого я смотрела квартиру. Парень нервничал, я нервничала. Мы сразу стали опасаться, что мой рейс в Москву отменят. И да, его отменили. Отменили вообще все. Австралия полностью закрылась.

Вместо двух недель у меня получилось семь месяцев Австралии. Это было испытание и в плане отношений, и в плане работы (благо с ней я все решила оперативно), и в плане выборов. Знаешь, я больше полугода жила на чемоданах. Каждые две-три недели мне казалось, что вот-вот улечу. Бронируешь билет — отмена, бронируешь — отмена. Такой режим. Хотела улететь 8 августа, чтобы успеть проголосовать дома, — отменили самолет. Хотела улететь 18 августа, чтобы родных и близких поддержать, — снова отменили самолет.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Veronika (@veron_neuron)

Друзья все спрашивали: «Ты, может, новую работу уже нашла или замуж вышла?» Понимаешь, я не жалуюсь. У меня была мечта — увидеть Австралию. Думаю, многие белорусы тоже хотели бы этого. Но неопределенность и невозможность строить планы прибивают. Очень стрессово.

При этом австралийцы — очень строгие ребята по части коронавируса. Они закрыли не только государственные границы, но и границы между штатами. Только недавно людям дали доступ на северные территории. Быстро закрылись все кафе — покупать можно было только навынос. В мае стали пускать по 10 человек в зал ресторана, потом — по 50.

По соцсеткам гуляла новость о мужчине, который попал в тюрьму из-за двух- или трехкратного нарушения режима изоляции. Все вывозные рейсы граждан страны обходились в очень большие деньги. Причем по прилете требовалось две недели сидеть в отеле и оплачивать его. Очень дорого. Хотя при всем при этом правительство поддержало и людей, и бизнес деньгами и какими-то другими мерами — отсрочками по выплатам за недвижимость, например.

Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Veronika (@veron_neuron)

Да, страна дорогая — уровень даже не Европы, а США. Простенько сходить в кафе — 70 австралийских долларов, пицца меньше 20 не стоит, коктейли — в районе 15. Это все в австралийских долларах — если высчитать 75%, получается сумма в американских. У меня на нервной почве начались проблемы со здоровьем, так только анализы в клинике потянули на 400 австралийских долларов.

В общем, я как бы привыкла. Но что делать дальше, пока не знаю.

Выбор покупателей
чемодан-спиннер, поликарбонат, для ручной клади, 37.5×22.5×55 см, 38 л

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by